Реновация Парижа в XIX веке

Во второй половине XIX века в Париже проводились строительные работы, которые оказали значительное влияние на его современный облик. Руководил этими работами префект департамента Сена барон Жорж Эжен Осман.

Перенаселённость, антисанитария, социальная напряжённость и преступность в центре Парижа

В середине XIX века центр Парижа мало изменился со времён Средневековья. Улицы города были узкими и мало освещенными, что в темное время суток способствовало росту преступности и грабежей. Из-за антисанитарных условий возникали эпидемии. Социальный реформатор и философ Виктор Консидеран писал: «Париж — место гниения. Здесь нищета и болезни сопутствуют друг другу. Лучи солнца и чистый воздух здесь бывают редко. Посаженные в этом месте растения увядают. За год из семи детей умирает четверо».

По сравнению с другими районами центральная часть города была перенаселена. Некий доктор описывает так один из домов на Острове Ситэ: «… На четвёртом этаже расположена комнатка площадью 9 кв. метров. В ней живёт 23 человека (родители и дети)…» В таких условиях болезни распространялись невероятно быстро. В 1832 и 1848 годах в городе бушевали эпидемии холеры, которая унесла жизни 5% жителей двух кварталов.

Реновация Парижа в XIX веке

Ещё одной проблемой было дорожное движение. Максимальная ширина улиц в центральном районе Парижа не превышала пяти метров. Были места, где расстояние между соседними зданиями составляло всего один-два метра. Повозки и телеги с трудом проезжали по ним.

Кроме того, центр Парижа был очагом социальной напряжённости. Не один раз здесь вспыхивали волнения. В период между 1830 и 1848 годами здесь произошло семь вооружённых восстаний. На узких улицах было очень удобно сооружать баррикады и, таким образом, сдерживать продвижение полиции и армейских подразделений.

Ранние попытки провести реновацию

О городских проблемах говорили ещё в XVIII веке. Вольтер жаловался на парижские рынки: «…образовавшиеся на узких улицах, они служат источником нечистот и бесконечных беспорядков… Фасады Лувра вызывают восторг, но они спрятались за домами, в которых должно быть живут варвары». В 1739 году Вольтер пишет царю России: «На деньги, которые потратили на пышные фейерверки, можно было бы отстроить городскую ратушу,  величественные площади, цветущие сады…»

Катрмер-де-Кенси предложил построить новые и расширить старые площади в центре.

Главный парижский архитектор Морё заявил о необходимости модернизировать набережные Сены.

В 1794 году во время Французской революции комиссия художников подготовила амбициозный проект, который предусматривал строительство широких проспектов, в том числе и тех, которые соединят Площади Наций с Лувром.

Реновация Парижа в XIX веке

Великие замыслы по изменению облика Парижа были и у Наполеона Первого. По его указу в 1806 году была построена улица Риволи, которая проходила мимо сада Тюильри.

За время правления короля Людовика-Филиппа (1830 – 1848 годы) также были проведены некоторые градостроительные работы.

В 1833 году префект Парижа Клод-Фелибер Бартело, граф де Рамбюто, несколько улучшил  дорожное движение в городе и решил некоторые проблемы санитарии: соорудил каналы, отводящие жилые отходы, а также систему подачи чистой воды, построил пешеходные зоны общей протяжённостью 180 км.

Над Сеной раскинулся новый мост Луи-Филиппа. Были построены улицы Ламбу, Суфло и Эколь. Де Рамбюто хотел сделать немало хорошего для города, но его полномочия и средства были ограничены. Он не мог экспроприировать частную собственность, которая препятствовала градостроительным работам.

Изменения под эгидой Луи-Наполеон Бонапарта. Продолжение реновации (1848 – 1852 годы) 

В феврале1848 года король Луи-Филипп был свергнут. 10 декабря этого же года во Франции состоялись первые президентские выборы. На них победил Луи-Наполеон Буанапарт с ошеломляющим результатом — 74.2% избирателей отдали свой голос за него. Во время предвыборной кампании Луи-Наполеон обещал улучшить качество жизни простых людей и покончить с нищетой. Был построен первый дом для рабочих. Начались работы по завершению строительства улицы Риволи и превращению Булонского леса в  большой парк со свободным посещениям. Работы шли медленно и закончились уже после отставки Луи-Наполеона.

Префектом становится Осман (1853 – 1859). Первая стадия реновации по Осману

22 июня 1853 года префектом Парижа назначается барон Осман. Прежде всего он продолжил работы по повышению пропускной способности Гран-Круазе — перекрёстка, связывающего восточные и западные районы Парижа. Были продолжены работы по строительству улицы Риволи, которая должна была соединить Лувр с городской мэрией.

Реновация Парижа в XIX векеНаполеон Третий предоставляет Осману широкие полномочия. Префект впредь не отчитывается перед Парламентом. Он напрямую подчиняется императору. В феврале 1851 года Сенат утвердил закон об экспроприации частной собственности. Он позволял изымать собственность под застройку и модернизацию улиц. Парламент, который полностью был подконтролен императору, выделил 3 млн. франков на реновацию города. Но этого оказалось мало. Тогда Наполеон Третий обратился к братьям Перейр, учредившим инвестиционный банк. Было собрано ещё 24 млн. франков. В обмен на это братья получили право на застройку вдоль улиц.

В 1855 году завершилось строительство улицы Риволи. Между ней и проспектом Сент-Антуан был сооружён перекрёсток. Ряд площадей изменили свой вид. Чтобы освободить место, были разрушены некоторые средневековые здания. Отдельные улочки, в частности Л’Арк-Марион, Шевалье-Ле-Гё, Мувэ-Пароль просто исчезли с карты города. В конце Севастопольского бульвара появилась площадь Шатле. Над Сеной воздвигли новый мост, получивший название Понт-о-Шанж.

Столь «смелая» реновация столицы встретила жёсткую критику. Недовольство народа вылилось в бунты. На улицах появились баррикады. «Мы вычистили Париж», — напишет с удовлетворением Осман позже в своих мемуарах.

Вторая стадия реновации по Осману (1859 – 1867)

Вторая стадия началась в 1859 году. Осман вознамерился построить сеть широких бульваров, которые должны были связать центральные районы с общим кольцом, построенным во времена царствования Людовика-Филиппа., а также столичными воротами. Общая протяжённость улиц и бульваров должна была составить 27 тыс. метров. Планировалось потратить 278 млн. франков.

План Османа на этой стадии включал в себя:

  1. Строительство новой площади — Шато-д’О (сейчас Плас-де-Републик). В рамках работ был разрушен бульвар дю-Крим, ставший впоследствии известным по фильму «Les enfants de Paradis»; построены бульвар Можента, улица Турбижо; увеличина протяжённость бульвара Вольтера.
  2. Увеличение протяжённости бульвара Маджента до железнодорожной станции Гар-дю-Нор.
  3. Строительство бульвара Мальзебра, который должен соединить площадь Маделен с новым районом Мансё. В ходе работ была разрушена улица Пти-Полонь, где из-за действующих здесь банд даже днём полицейские боялись появляться.
  4. Строительство Площади Европы напротив железнодорожной станции Гар-Сен-Лазар.
  5. Реконструкция парка Монсё. Часть парковой зоны была отдана под застройку нового жилья.
  6. Объединение Лондонской и Константинопольской улиц в проспект Вилье.
  7. Реконструкция площади Звезды. От неё лучами расходятся двенадцать проспектов, носящих имена французских маршалов и побед, одержанных французской армией и флотом.
  8. Строительство проспекта Домесниль к Булонскому лесу, огромному парку в восточной части города.
  9. Строительство проспектов Боске и Рапп рядом с мостом Пон-де-Альма.
  10. Строительство проспекта Тур-Мабур рядом с мостом Инвалидов.
  11. Строительство бульвара Араго от площади Денфер-Рошерё.
  12. Реконструкция улиц рядом с Пантеоном на Монтань-Сент-Женевьев.
  13. Строительство зданий Префектуры полиции и Коммерческого трибунала.
  14. Реконструкция дворцов Правосудия и Дофина.

Проекты второй стадии реновации также встретили жёсткую критику. Особенно Османа ругали за то, что часть Люксембургского сада была отдана под бульвар Распэль, который был соединён с проспектом Сен-Мишель. Кроме того, Османа критиковали за высокую стоимость его проектов. На строительство новых проспектов, чья общая длинна составила 26.990, метров, было потрачено 410 млн. франков. Кроме того, пришлось выплачивать огромные компенсации лицам, чья собственность была экспроприирована.

Площадь Парижа стала в два раза больше (1860 год)

1-го января 1860 года Наполеон Третий своим указом присоединил к Парижу одиннадцать прилегающих к нему коммун. Население этих территорий не очень-то было счастливо, поскольку жители отныне должны были платить гораздо больше налогов, чем во времена их отдельного существования.

После присоединения количество парижских кварталов увеличилось с двенадцати до двадцати. Площадь столицы увеличилась с 3.300 до 7.100 гектаров. Число жителей возросло с 400.000 до 1.600.000 человек. В связи с присоединением новых территорий  Осман вносит изменения в свои проекты, намереваясь построить новые бульвары, которые соединят все районы с центром.

Третья стадия реновации по Осману (1869 – 1870)

Третья фаза реновации началась в 1869 году. Критика Османа ещё больше ужесточилась. В 1860 году Наполеон Третий решил провести в стране либеральные реформы. Парламент получил новые права. Депутаты-оппозиционеры делали в сторону Османа довольно резкие выпады, но последний их игнорировал.

Третья фаза реновации включала в себя:

  1. Реновация Парижа в XIX векеРеконструкцию садов Шамп-Элизе.
  2. Завершение строительных работ на площади Шато-д’О.
  3. Строительство проспекта Амедье.
  4. Расширение проспекта Парментер.
  5. Завершение строительных работ на площади Трона.
  6. Введение в действие проспектов Филипп-Август, Тайлебург и Бувине.
  7. Расширение улицы Коленкур.
  8. Строительство улицы Шатедон.
  9. Расширение бульвара Османа.
  10. Строительство площади Трокадеро.
  11. Строительство площади Виктора Гюго.
  12. Строительство бульвара Сен-Жермен, который соединил площадь Согласия с улицей Бак.
  13. Строительство улиц Сен-Пэр и Ренне.
  14. Расширение улицы Гласье и площади Монж.

Осман не смог завершить третью стадию реновации из-за своей отставки.

Отставка Османа (1870) и завершение реновации (1927)

Наполеон Третий вынужден отправить Османа в отставку, а в скоре и сам оказывается отстранённым от власти.

Преемник Османа Жан-Шарль Альфан продолжил реновацию Парижа. Он сохранил базовые концепции проектов своего предшественника. Несмотря на критику действий Османа, власти Третьей Республики продолжили строительные работы.

1875 год – завершение строительства здания Пари-Опера.

1877 – завершение строительства бульвара Сен-Жермен.

1877 – завершение проспекта Опера.

1879 – завершение строительства проспекта Генриха IV.

1889 – завершение строительства проспекта Республики.

1907 – завершение строительства бульвара Распель.

1927 – завершение строительства бульвара Османа.

Сравнение

Enter your keyword