«Молитор» — многоквартирный дом, построенный по совместному проекту Ле Корбюзье и его кузена Пьера Жаннере в 1934 году.
В 2016 году этот шедевр архитектурного искусства был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он находится на пересечении улиц Нунгессер-э-Коли, дом 24 и Турелль, дом 23 в Париже, в районе Булонь-сюр-Сен.
История
В 1931 году «Société immobilière de Paris Parc des Princes» приобрело на границе Парижа с коммуной Булонь-Бийанкуре земельный участок. Поблизости он него находились Порт «Молитор», Булонский лес, стадионы Ролан Гаррос, Жан Буэн, а также велодром Парк-де-Прес, теннисные корты и бассейн.
В июне 1931 года руководители компании-застройщика «Société immobilière de Paris Parc des Princes» Марк Кузнецофф и Гай Нобль обратились к Ле Корбюзье и Пьеру Жаннере с заказом на строительство дома на этом участке. Немного позже Кузнецофф и Гай, сославшись на недостаточность средств, обратились к архитекторам с просьбой найти в течение двух недель людей, которые купили бы два с половиной этажа в строящемся здании. Это была уловка. Они хотели доказательств того, что работы Ле Корбузьё в стиле авангардизма востребованы и они будут лучше зданий по соседству.
Ле Корбюзье и Жаннере в июле этого же года принялись за работу. По их замыслу здание было запланировано восьмиэтажным. В нём должно было быть пятнадцать квартир, расположенных по две-три на каждом этаже. Дом планировался в соответствии четырём из пяти принципов концепции Ле Корбюзье «О пяти отправных точках современной архитектуры»: свободная планировка, точечная структура, свободный фасад, ленточные окна, крыша-терраса. Наконец, расположение квартир планировалось следующим: по три на первых двух этажах, две на третьем этаже, по две на четвёртом и пятом этажах и ещё две на шестом этаже. Идея Ле Корбюзье о «свободной планировке» позволяло будущему покупателю квартиры смоделировать её дизайн по своему усмотрению. На седьмом и восьмом этажах Ле Корбюзье построил двухуровневую квартиру для себя.
Собственно строительство началось в феврале 1932 года после получения всех необходимых разрешений от властей Парижа и коммуны Булонь-Бийанкуре.
В 1935 году «Société Immobilière Paris Parc des Princes» обанкротилось. Дом «Молитор» перешло за долги к банку, который решил продать его. Ле Корбюзье было велено выехать из квартиры, поскольку его право собственности оспорено. Архитектор подал иск в суд. Процесс растянулся почти на двадцать лет. В 1949 году суд признал за Ле Корбюзье права собственника. За время судебных проволочек здание утратило свой былой вид и неизбежно разрушалось.
В 1950 году завершились ремонтные работы: были вставлены стёкла в окнах, отремонтирован фасад.
Ле Корбюзье жил в этом доме до конца своих дней.
Архитектура
Фасады, выходящие на улицы Нунгессер-э-Коли и Турнель, полностью выполнены из стекла трёх типов: армированное стекло, стеклоблок и бесцветное стекло.
Главный фасад виден с улицы Нунгессер-э-Коли. С этой стороны комнаты на втором и шестом этажах снабжены балконами, а квартиры на третьем и четвёртом — эркером[1], который служит балконом для пятого этажа.
Главный вход в дом находится со стороны улицы Нунгассер-э-Колли. Вход с улицы Турнель ведёт в гараж и в комнаты для прислуги.
Все служебные помещения (прачечная, сушильная) находятся в цокольной части здания. Таким образом, Ле Корбюзье отступил от традиции XIX века размещать подобные отделения под крышей.
Главный вход по крыльцу ведет в холл, в котором высота потолка 3.5 метра. Слева от девери находится комнатка консьержа, а справа — помещение, которое Ле Корбюзье называл «garçonnière»[2]. В правом нижнем углу холла на стене висит панно, посвящённое «Поэме прямого угла»[3], открытого Ле Корбюзье. Это панно было повешено там после смерти архитектора.
Апартаменты Ле Корбюзье
Апартаменты Ле Корбюзье находятся на седьмом и восьмом этажах. Их общая площадь составляет 240 кв. метров. Система подвижных элементов, образуемых деревянными дверьми на шарнирах, по воле хозяина разъединяет, а затем снова соединяет жилую зону с мастерской.
На входе в квартиру висит массивная дверь на шарнирах. Сразу налево лестница, ведущая на верхний уровень, за ней гостиная с камином. Эта зона соединена со столовой. Справа находятся кухня и рабочий кабинет. Здесь же также расположена супружеская спальня. Кухня, рабочий кабинет и зона для сна имеют выход на балкон-лоджию.
Справа от входа располагается мастерская. Она представляет собой пространство шириной 6 м, длинной 12 м и высотой 3.5 м. В этом помещении два окна. Одно — с видом на стадион Жан Буэн (восточное направление). Другое выходит на внутренний двор (западное направление). Бутовый камень и кирпич, из которого выполнена массивная стена, ничем не скрыты.
Зона мастерской делится на три составляющие: первая часть используется для рисования, вторая служит бюро, а третья часть отдана под шкафы.
На верхнем уровне апартаментов находится комната для гостей и садик.
Выбор мебели Ле Корбюзье доверил своему другу дизайнеру Шарлотт Перьян.
[1] Эркер – полукруглый, многогранный выступ в стене здания.
[2] Garçonnière (фр.) – квартира холостяка.
[3] «Поэма прямого угла» — книга, написанная Ле Корбюзье.